где лучше скачать шаблоны joomla

Ессентукская грязелечебница - обитель античных богов

В Ессентуках
Оформление

Самым значительным сооружением, украшающим курортный городок, является, бесспорно, Грязелечебница им. Н.А. Семашко. Мимо этого знаменитого строения, занимающего почти целый квартал, невозможно пройти равнодушно. Оно сразу же приковывает к себе взоры массивными стенами из золотистого камня, величественными колоннами, полукружиями диковинных окон, многочисленными барельефами.


Как появилось в маленьком провинциальном городке столь грандиозное, небывало красивое сооружение?

В связи с тем, что Ессентуки по количеству принимаемых за сезон отдыхающих вышли на первое место в группе курортов Кавминвод, в 1911 году Петербургское общество архитекторов объявило конкурс на создание проекта большой грязелечебницы. Многие знаменитые зодчие приняли участие в конкурсе, но выбран был проект молодого архитектора Евгения Шреттера. Лицам, от которых зависела судьба строительства, пришлась по душе его идея грязелечебницы, похожей на римские термы. Скульпторы В.В. Козлов и Л.А. Дитрих дополнили проект эскизами фигур и барельефов, так же выдержанных в духе античности. 27 июля 1913 года состоялась торжественная закладка здания.

Для него специально из каменоломен под Кисловодском доставлялись доломитные блоки, обработанные так, что стены казались сложенными из дикого камня. Всего около двух лет продолжалось строительство – его ходу не помешала даже начавшаяся Первая Мировая война. 21 июля 1915 года здание освятили. Предполагая, что грязелечебницей может воспользоваться болезненный наследник престола, цесаревич Алексей, ее назвали Алексеевской. А в 20-х годах она получила свое нынешнее имя в честь профессора медицины Н.А. Семашко, занимавшего пост наркома здравоохранения РСФСР с 1918 по 1930 годы. Под руководством Семашко проводилась работа по борьбе с эпидемиями, заложены основы советского здравоохранения, созданы системы охраны материнства и младенчества, охраны здоровья детей и подростков, сеть научно-исследовательских медицинских институтов.

Духом античной Греции и древнего Рима веет от величественного портала Грязелечебницы, похожего на вход в храм, от фигурной черепицы, от дворика-партера и застывших над ним величественных изваяний изображающих древнегреческого бога-врачевателя Асклепия и его дочь Гигиею, богиню чистоты, от которой пошла современная наука гигиена. Подходы к зданию охраняют четыре каменных льва. Барельефы на стенах выполнены на сюжеты оздоровительных процедур в термах. Над входом в главный корпус «возлежит» бог морей Посейдон.

Под землей устроено два яруса. В верхнем располагается грязехранилище, в нижнем - водяные бани для нагрева грязи. В центральных корпусах – просторные вестибюли. Черная мебель для зала ожидания выполнена на заказ, чтобы подчеркнуть строгость архитектуры. Витражи изображают сцены из жизни древних греков. В нишах – статуи богини красоты Афродиты, богини ручьев и рек Нереиды, бога солнца и красоты Аполлона, и бога торговли и путешественников Гермеса. Свод вестибюля поддерживают Атланты. А своды залов в боковых корпусах – тритоны.

В свое время кое-кто из местных жителей сетовал на излишнюю роскошь отделки, на чрезмерную дороговизну работ. Но никто не мог отрицать, что ессентукская Грязелечебница лучшая не только а России, но и в Европе. Ведь прекрасное архитектурное решение сочеталось в ней с уникальными инженерными сооружениями, выполненными И.И. Володкевичем. Подогрев, подача свежей грязи и удаление отработанной, отопление и вентиляция, водопровод и канализация были смонтированы с учетом всех требований бальнеологии, санитарии, гигиены – и такими они остаются до сегодняшнего дня.