где лучше скачать шаблоны joomla

Бештаугорский Второ-Афонский Успенский мужской монастырь

В регионе
Оформление

Для множества православных христиан Старый Афон - одно из самых святых мест на земле. Предания гласят, что первые монахи появились здесь во время византийского императора Константина Великого (324-337 гг.).

Русские монахи появились на Афоне давно, еще при равноапостольном князе Владимире. В первой половине XI века они основали монастырь Святого Пантелеймона. Но существует на Афоне еще один монастырь - Хиландарский. Его история также неразрывно связана с Россией, Кавказом, в частности, с городом Пятигорском. Именно отсюда пришли в начале XX века на Пятигорье, к горе Бештау, афонские монахи, чтобы основать здесь новую обитель. Большую роль в этом сыграл инок Хиландарского монастыря, его настоятель, иеросхимонах Герасим.

Основание Бештаугорского монастыря

7 июля 1902 года с согласия Иоанно-Богословской братии отец Герасим командировал в Россию иеромонаха Иоанна и монаха Сергия. Он благословил их, напутствовал молитвами и дал задание подыскать подходящее место для монастыря и просить помощи у российской духовной и гражданской власти. Средства для личной жизни и для постройки монастыря они должны были найти сами.

Прибыв в Россию, монахи расстались: отец Сергий, заболев, направился на Северный Кавказ лечиться минеральными водами, а иеромонах Иоанн поехал в Санкт-Петербург и Саратовскую губернию, где намеревался собрать нужную сумму для устройства монастыря. В столице инок получил благословение на устройство монастыря на Кавказе. Место было выбрано не случайно.

Отец Сергий лечился в Пятигорске. Глубокое впечатление произвела на него Бештау - самая высокая гора на Кавказских Минеральных Водах. Она напоминала ему Святую гору в Греции. Посетив Бештау, познал монах, что величие и всемогущество Божие здесь особенно чувствуется, и присутствие Божие ощущается таинственным образом. Позже, когда здесь появился монастырь, харьковский архиепископ Филарет воскликнул: «Если здесь не уметь помолиться Господу Богу, то где же и помолиться! А здесь так близко к небу; здесь так далеко от земли».

Приехав в Пятигорск, отец Иоанн также нашел Бештау подходящим местом для обоснования обители. В 1903 году газета «Кавказские Минеральные Воды», издававшаяся в Пятигорске, опубликовала сообщение о желании монахов со Старого Афона устроить монашескую обитель близ Пятигорска. Местные власти отнеслись к этому благосклонно.

Затем отец Иоанн и отец Сергий обратились к министру земледелия и государственных имуществ с прошением об отводе под монастырь 20 десятин казенной земли, которую из-за скудости финансовых средств Хиландарский монастырь купить не мог. Эта просьба была удовлетворена 16 августа 1904 года.

2 мая 1904 года место под устройство будущего Успенского храма освятил настоятель пятигорского Спасского собора протоиерей Михаил Закхеев. На это событие собралось около 4 000 человек. Под горой Бештау начались строительные работы. Одновременно с храмом возводился и трехэтажный корпус братских келий с гостиницей, а вплотную к храму - дом для помещения настоятеля, сторожей, старшей братии, трапезной и кухни. На строительство ушло 26 тысяч рублей. Пока велись работы, иеромонах Иоанн и его помощники разместились в землянках, вырытых здесь же, в горе.

К осени 1904 года все необходимые постройки были закончены. Первый монастырский храм освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы. Несмотря на внешне скромный вид, Успенский храм монастыря мог вместить одновременно до 500 человек. Он отличался благолепием, благоустройством и достатком церковной утвари и облачений.

Первые искушения

Господь испытывал братию и промыслительно попускал различные искушения и несчастия, уготовляя сему месту еще большую славу. В ночь с 9-го на 10-е января 1906 года небольшой деревянный храм сильно пострадал от вспыхнувшего пожара (по причине неисправных печей). В одну ночь монастырь потерял почти все свое достояние, а главное, лишился возможности совершать Литургию. Богослужение после пожара совершалось в странноприимной комнате.

Не обошли стороной Второ-Афонскую обитель и революционные бесчинства 1905-1907 годов. Ночью 23 сентября 1905 года около 10 человек «борцов за свободу» с ружьями и револьверами пытались проникнуть в настоятельскую келию и убили келейника настоятеля, послушника Дмитрия Лихолетова, выскочившего из соседней келии на защиту.

Новый храм

С наступлением весны 1906 года о. Герасим с братией приступил к постройке нового храма, который готов был к августу месяцу. В это же время в г. Пятигорске было открыто монастырское подворье, а при нем устроена школа на 70 мальчиков для детей из беднейших семей, существовавшая до 1911 года.

Братия Второ-Афонского монастыря ходатайствовала перед императором о наделении монастыря землей дабы выполнять возложенную на монастырь обязанность - содержать образцовую молочную ферму. Одновременно с ходатайством о выделении пахотной земли и леса прилагалось прошение об устройстве часовни у источника Благодатного. Так в конце 1911 года к ранее отведенным двадцати десятинам было прирезано еще сто десятин, а также предоставлено право пользования сухостоем и валежником из леса Бештаугорской казенной дачи.

Просветительство

Несмотря на трудности существования, Второ-Афонский монастырь с первых дней основания стал светочем духовного просвещения для жителей Кавказа и для всей Православной России. Глубокая духовная связь с обителью выражалась во множестве получаемых монастырем писем с просьбами о молитве, в пожертвованиях деньгами и вещами, в посещениях обители богомольцами, экскурсантами, учащими и учащимися. Особенно много в монастыре бывало паломников летом, когда на Минеральные Воды приезжают больные со всех концов России. Отзывы в паломнической книге свидетельствовали о высокой духовной жизни иноков и благодатной богоизбранности сего места.

Принимала обитель и бесприютных босяков, безработных. Не бывало ни одного дня, чтобы в монастыре не было такой братии. Каждый и каждая из них имели право жить в монастыре три дня, а многие жили дольше, иные за небольшую плату находили в монастыре работу. Все они бесплатно пользовались столом и кипятком. Многим из них братия помогала обувью, бельем, починкою платья и т.п. Обитель помогала некоторым из них вернуться к нормальной жизни.

С начала первой мировой войны в города Кавказских Минеральных Вод хлынул поток раненных русских солдат и офицеров. Часть из них приютили у себя монахи, став лекарями и сиделками. Одновременно монастырь на склоне Бештау оказывал материальную поддержку фронту.

Годы гонений

В первые годы советской власти Второ-Афонский Успенский мужской монастырь продолжал вести иноческую жизнь. Скрытый в горах, он некоторое время не привлекал внимания безбожных властей.

В 1927 году большевики закрыли обитель, братия ушла в горы, где в глухих местах строила кельи и часовни. Однако на следующий год произошло небывалое. Протесты и возмущение народа достигли такого накала, что братия вновь получила возможность вернуться в монастырские строения, однако ненадолго.

В начале 1929 года началась новая волна гонений. За подписью секретаря ЦК Кагановича на места пришла директива о массовом закрытии храмов и монастырей. Тогда окончательно был закрыт и монастырь на Бештау. Войска ОГПУ-НКВД начали прочесывать окрестности городов Кавказских Минеральных Вод, ущелья Кавказских гор. Скрывающихся монахов находили и арестовывали. В эти годы с Кавказа в тюрьмы Новороссийска и Тифлиса, а затем в бесчисленные лагеря ГУЛАГа было отправлено около 10 000 монашествующих.

После закрытия монастыря в перестроенных помещениях был создан санаторий ГПУ. В 30-е годы здесь обосновалось Общество пролетарского туризма. Перед самой войной строения монастыря были отданы под детдом для испанских детей, большинство из которых в период оккупации края гитлеровцами было уничтожено.

С изгнанием оккупантов с Кавказских минеральных Вод строения монастыря оказались заброшенными, и к концу XX века полностью разрушились. Лишь старый полноводный родник Благодатный по-прежнему бил упругой струей.

Возрождение обители

Несмотря на то, что Второ-Афонский монастырь был полностью разрушен, почитание святого места в народе сохранялось. Инициатором возрождения Второго Афона стал митрополит Гедеон. По его благословению в июле 1991 года на месте обители был отслужен первый молебен духовенством Лазаревской церкви г. Пятигорска. В 1997 году на месте монастыря был установлен поклонный Крест в знак начала возрождения обители. Первыми строителями стали пятигорские казаки, возглавляемые атаманом Михаилом Инкавцевым, которые поселились здесь в палатках и вагончике. 21 июня 1999 года был совершен чин закладки первого храма обители. Послушание строителя храма Владыка Гедеон возложил на одного из старейших и уважаемых клириков Кавказских Минеральных Вод - протоиерея Вадима Цаликова. Храм в труднодоступном месте, где отсутствовали свет и вода, был построен в течение двух лет. Иначе как чудом Божиим это строительство не назовешь.

День освящения храма, состоявшегося 28 августа 2001 года, стал днем открытия Второ-Афонского монастыря. Святынями новой обители стали привезенные с Афона икона Божией Матери, образ св. Апостола Иоанна Богослова, пророчицы Анны и Параскевы Пятницы, освященные на Афоне в Илиинском скиту. Владыка Гедеон преподнес в дар обители ковчег с мощами Киево-Печерских святых.

Ныне Второ-Афонский монастырь являет собой свое бытие виднеющимся издалека золотым куполом. Он стал первым возрожденным монастырем на Северном Кавказе. Его возрождение знаменует возрождение кавказского монашества, как об этом говорил приснопамятный митрополит Гедеон, возродитель Второго Афона: "Земля Свято-Успенского Второ-Афонского монастыря освящена тысячелетним молитвенным подвигом и слезами многих отцов-подвижников, а также кровью наших исповедников. Это святое место, хотя и оскверненное в годы лихолетья безбожными власть предержащими, оставалось и остается неприкосновенным как удел Божией Матери... Восстановить обитель, возродить на Кавказе монашество - наш долг, ибо наш многострадальный огнедышащий регион нуждается в таком чистом источнике духовности".

По материалам сайта www.novodev.narod.ru